Управление товарным ассортиментом в 1с

Управление ассортиментом – функционал категорийного менеджмента, позволяющий видеть текущие продажи и остатки товара, устанавливать лимиты, видеть категории, по которым остатки вышли за допустимые пределы, сравнивать цены поставщиков и многое другое.

Для чего используется управление торговым ассортиментом?

Управление ассортиментом позволяет ограничивать конкретный список товарных позиций, которые можно продавать на конкретном складе. Все что будет за рамками этого списка, продать на этом складе будет нельзя.

Концепция управления товарным ассортиментом хорошо знакома тем, кто занимается розничной торговлей. Она позволяет компаниям работать эффективней и экономить значительные суммы денег при закупках.
Ассортимент – совокупность всех товаров, которые есть в наличии в конкретном магазине или филиале вашей сети.

Категорийный менеджмент – идея объединения схожих товаров в группы.
Управлением товарными категориями занимается категорийный менеджер. Подробнее, о функциональных различиях между менеджером по продажам и категорийным менеджером читайте здесь.

Для определения наиболее эффективного набора товаров в небольших магазинах применяется АВС и XYZ анализ.

Группировка товаров по категориям

Система min-max.pro позволяет группировать товары по товарной категории, выставлять по ней ассортиментные квоты и рассчитывать сезонные коэффициенты. Товарную категорию можно изменить из карточки товара или прямо из отчёта, как по каждому отдельному товару так и сразу по нескольким товарам.
Товарная категория – любая группа похожих товаров, которые компания закупает в рамках одной сделки.
В качестве товарных категорий можно использовать комбинацию иерархии и (или) любого реквизита номенклатуры (например, вид номенклатуры, товарную категорию или номенклатурную группу).
Одновременно, для отдельных товаров можно задать значения MIN и MAX, сделать перемещение или заказ поставщику.

В разрезе категорий по каждому подразделению (магазину или филиалу) можно:
  • увидеть продажи, остатки в штуках и количество ассортиментных позиций (количество SKU);
  • установить лимиты (квоты) в штуках либо количестве SKU;
  • увидеть категории, по которым остатки вышли за допустимые пределы (вверх или вниз).

Товарная матрица

Отчёт может быть выведен в виде матрицы — тогда информация по подразделениям выводится не в строках, а в колонках. При этом можно переключаться между двумя способами отображения отчёта (обычный и в виде матрицы), не переформировывая отчёт заново.
Товарная матрица (ассортиментная матрица) — список товара для продажи на заданный период времени для конкретного магазина или филиала сети.

Ассортиментная квота – рекомендуемое количество ассортиментных позиций для товарной категории конкретного магазина или филиала сети.
Основное преимущество работы в режиме матрицы (помимо удобства в некоторых случаях) — использование ассортиментных квот, которые ограничивают количество SKU в товарной категории.
Неопределенность спроса
Наименования колонок в отчёте сокращены для экономии места.

Вот их расшифровка:
  • Прод. — количество проданного за период товара.
  • Ост. + В пути — всё количество товара на остатках и в пути. В ячейке выводится количество штук на остатках и в скобках — количество ассортиментных позиций (иначе называется количество SKU, различных наименований товаров). Отдельно можно вывести колонки только с остатками и только с товарами в пути.
  • Квота — в этой ячейке можно задать ассортиментную квоту по категории в выбранном подразделении. Квоту можно задать как в штуках, так и в количестве SKU. Если текущий остаток на складе меньше заданной квоты, ячейка будет посвечена красным. Если же текущий остаток значительно превышает заданную квоту — ячейка подсвечивается жёлтым. Квота устанавливает двойным кликом по ячейке и сразу после ввода сохраняется в базе.
  • MIN, MAX — автоматически рассчитанные или заданные вручную значения MIN и MAX. Вручную заданные значения выделяются жирным шрифтом. Аналогично, значения можно задать двойным кликом по ячейке. Введённое значение сразу же будет сохранено в 1с.
  • Перем. — в этой ячейке указывается количество товара к перемещению из центрального склада или между магазинами. Изначально выводится автоматически рассчитанное значение, которое можно изменить вручную. На основании введённых цифр в дальнейшем можно создать документы перемещения товаров.
  • Заказ — заказ поставщику. также изначально рассчитывается автоматически, а потом может быть изменён вручную. В результате создаются документы с заказом поставщику на центральный склад или на каждый отдельный магазин, в зависимости от настроек.

Распределение по товарным категориям

Система min-max.pro работает по принципу вытягивания: товары, которые закончились в филиале перемещаются из распределительного склада. Но если новая модель товара впервые поступила на склад и ещё ни разу не продалась ни в одном магазине, система перемещать её не будет.

В случае, когда ассортимент часто обновляется, требуется использование другого подхода – распределение на основании товарных категорий.

Когда ассортимент крайне нестабилен, есть понимание, какого вида, когда и сколько должно быть товара (тетрадей в клетку к началу учебного года, игрушек-прорезывателей для малышей и т.п.), но совершенно не важно, какого именно наименования.

Автоматическое распределение товаров из нестабильного ассортимента

Рассмотрим на примере нашего клиента – сети магазинов крафтового пива.
Крафтовое пиво выпускается множеством пивоварен, поэтому наряду с основным ассортиментом (зарекомендовавшими себя марками пива, которые всегда есть на полке), присутствует большое количество ротируемых наименований: новинок от новых пивоварен, новых вкусов и т.п. Основной ассортимент распределяется через помощник закупок, а чтобы работать с ротационным нужно изменить сам подход.

Этот ассортимент должен пополняться из центрального склада на основании товарной матрицы магазина и с учетом некоторых ограничений.

Например пиво по стилевой группе "РФ / Темное / Dark: Amber Ale" должно иметь не менее 2х различных наименований. Каждое из которых занимает не менее 1 фейса в холодильнике с глубиной 4 бутылки. Таких стилевых групп около 40. Разные магазины имеют разную вместимость: где-то стоит 4 холодильника и помещается 300 бутылок, а где-то 6. Ещё стоит учесть ограниченную вместимость автомобиля, который развозит товар и, например, общую стоимость товара в магазине.
Товарная матрица в системе min-max.pro задается квотами в штуках или количестве наименований и привязывается к товарной категории, товару и подразделению.
Неопределенность спроса
На основании этих квот система автоматически делает перемещение, держа полки в заполненном состоянии.
Система min-max.pro подсвечивает те категории и товары, по которым продажи выше, чем выделенное под них место. Это позволяет следить:
  • за популярностью категорий, увеличивая или уменьшая размер полки под них;
  • за популярностью отдельных товаров, также уменьшая или увеличивая их количество в выкладке.
В итоге, менеджеры переходят от операционной мелкой деятельности по перемещению каждой бутылки к более стратегическим вещам, поднимаясь над ситуацией и задавая общие правила.

Планограмма

В случае "супер постоянного" ассортимента лучше использовать планограмму. С ее помощью фиксируется выкладка товаров на полках и пополняются запасы.

Возможности:
  • Хранение размещения товаров: товар привязывается к полке и стеллажу;
  • Отчет мерчендайзеру. Может быть сформирован по полке, тогда в отчёте будет отражено текущее состояние полки. А может быть выведено только то, что поменялось за последнее время (или сегодня). Это для того, чтобы сделать перестановки в соотвествии с новой выкладкой.
  • Расчёт МИН, МАКС по объему полок. МАКС и МИН рассчитываются из объёма товара на полке. Сравниваются с текущими остатками и производится пополнение.
  • Аналитический отчет по полкам. Текущий остаток, Средний остаток, Оборачиваемость, Выручка и т.д.

Система управления товарным ассортиментом

Система управления запасами min-max.pro автоматически распределяет товары по категориям, позволяет менять категории прямо из отчета, устанавливать квоты, делать перемещения или заказ поставщику.

Оставьте заявку, чтобы протестировать систему бесплатно в течение 30 дней. Поможем установить и проконсультируем по всем вопросам.