"Тревога по превышению срока" — это ключевая колонка, указывающая на то, что клиент перестал с нами работать.
В ней выводится число, характеризующее задержку в покупках. Чем число больше, тем задержка больше.
Считается оно следующим образом: - Вычисляется средний интервал между покупками (1). При этом рядом стоящие документы объединяются в один.
- Вычисляется стандартное отклонение этого срока (2). Оно показывает, насколько в среднем реальный срок отклоняется от вычисленного ранее среднего срока.
- Из количества дней с момента последней продажи вычитается средний срок (1) и это число делится на отклонение (2). Полученное число показывает, на сколько стандартных отклонений текущая задержка превышает средний срок меду покупками.
- Превышение в 3 стандартных отклонения и ниже можно считать нормальным и игнорировать. Обращать внимание нужно на те строки, в которых значение превышено.
Если включить сортировку по этой колонке, то в самом верху списка клиентов будут те из них, по которым задержка с момента последней покупки самая большая по сравнению с их обычной частотой покупок.
Рядом выводятся колонки с вспомогательными данными: - "Дней с последней продажи" — количество дней, прошедших со дня последнего оформленного на клиента документа продажи;
- "Первая продажа" — дата первой продажи в выбранном в настройках периоде;
- "Последняя продажа" — дата последней продажи в выбранном периоде;
- "Количество дней со сделками". При расчёте, дни продаж находящиеся рядом друг с другом (по умолчанию используется 7 дней) объединяются в одну сделку. Это нужно для того, чтобы сгладить ситуации, когда клиент выбирает некоторую отгрузку несколько дней подряд. Фактически она считается за одну сделку;
- "Макс" — выводится максимальный срок в днях между сделками;
- "Средний" — средний срок между сделками. Вычисляется как разница между датой конца и начала продаж, делённое на количество дней со сделками
- "Отклонение" — выводится стандартное отклонение (среднее отклонение фактических сроков между сделками от их среднего значения), отражающее степень колебания задержек между сделками. Клиент не делает закупки ровно каждые 30 дней. Когда-то это 20 дней, а когда-то 40. Т.е. среднее значение между посещениями 30 дней, а стандартное (среднее) отклонение от него — 10.
Отказ от закупок некоторых видов товаров Клиент может продолжить работать с вами в целом, но при этом переключиться на других поставщиков по некоторым номенклатурным группам. Такие ситуации также можно отследить. Для этого отчёт формируется по номенклатуре.
Выводятся все те же данные по клиентам, но дополнительно продажи каждого клиента детализируются по товарам.
При этом выводятся только те товары, количество сделок по которым достаточно велико. Т.е. только те из них, которые клиент покупал постоянно.
Ориентиром того, что клиент перестал с нами работать по некоторой номенклатурной группе служат две колонки: "Рост / падение, %" и "Тревога по номенклатуре". Первая из них считается также, как и по клиенту в целом. Вторая же колонка выводится в дополнение к колонке "Тревога по превышению срока" и указывает, что у текущего контрагента есть товары, срок с момента покупки которых сильно отличается от обычного, при том что сам контрагент мог купить у вас что-то другое совсем недавно.
Разницу хорошо видно на картинке ниже. Всего пять дней прошло с последней продажи контрагенту "Мелитон Азизов" и тревоги по этому поводу никакой нет (колонка "Тревога по превышению срока" в строке клиента пустая). При этом по группе товаров "Группа №1537" с момента последней покупки прошёл 91 день, что на три стандартных отклонения превышает его обычную частоту закупок: в среднем он покупал эту группу товаров каждые 33 дня, плюс-минус 18 дней. Эта информация отражена в колонке "Тревога по номенклатуре". Чем число выше, тем сильнее текущая задержка между покупками отличается от обычной. Если число меньше трёх, можно считать задержку нормальной и игнорировать.
В настройках отчёта можно установить отбор и вывести только строки с подобными товарами.