Одним из ключевых метрик, за которым нужно следить, управляя остатками, является валовая рентабельность инвестиций (GMROI).
Поскольку 60–80% общих активов находятся в запасах, важно знать, как работают инвестиции в запасы
GMROI используется предприятиями розничной или оптовой торговли для оценки эффективности управления товарными запасами и позволяет оценить способность бизнеса конвертировать товарные запасы в деньги, превышающие стоимость товарных запасов.
Благодаря этому показателю можно четко определить за счет каких запасов была получена прибыль.
Формула расчета GMROI
GMROI = Валовая прибыль / Средняя стоимость товарных запасов
Почему GMROI имеет значение для розничной торговли
Компании должны хорошо знать GMROI на своих товарах, потому что это позволяет им определять, сколько они зарабатывают с каждого вложенного рубля. Если запасы не продаются, цены на них могут быть завышены, но слишком высокая уценка таких позиций приведет к уменьшению валовой прибыли.Для расчета рентабельности валовой прибыли по запасам необходимо знать два показателя: валовую прибыль и средний запас. Валовая прибыль рассчитывается путем вычитания стоимости проданных товаров компании из ее выручки. Затем разница делится на доход. Средний запас рассчитывается путем суммирования конечных запасов за указанный период и последующего деления суммы на количество периодов.
GMROI показывает, сколько денег принес каждый потраченный рубль на товары. Например:
Валовая прибыль – 129 000 000 рублей
Товарные запасы:
– на 31 января 2019: 43 000 000 рублей
– на 31 января 2020: 44 000 000 рублей
Средняя стоимость товарных запасов = (43 000 000 + 44 000 000) / 2 = 43 500 000
GMROI = 129 000 000 / 43 500 000 = 2,9
В данном случае валовая прибыль компании почти в три раза больше средней стоимости товарного запаса.
Величина GMROI >1 говорит о том, что бизнес получает валовую прибыль больше, чем стоимость среднего товарного запаса для обеспечения процесса продаж. Чем выше GMROI тем лучше баланс между продажами, маржой и стоимостью товарных запасов. Значение GMROI <1 говорит о проблемах в управлении ценообразованием и закупками товара.
Валовая рентабельность инвестиций в запасы – основной показатель работы категорийных менеджеров и специалистов по закупкам.
Расчет GMROI можно использовать для измерения производительности всего магазина. Однако он более эффективен, если используется для определенного отдела или категории товаров. Потому что поначалу общие цифры могут показаться хорошими. Однако при более внимательном рассмотрении можно выявить продукты, которые «истощают» инвестиции. В этом случае продавец может предпринять действия для решения проблемы
Анализ GMROI может поставить под сомнение представление о том, какие продукты следует иметь при себе или даже у каких поставщиков стоит покупать.
GMROI – это не только инструмент финансового управления, он также может быть эффективным инструментом управления человеческими ресурсами. Руководитель может применять показатель GMROI в качестве инструмента служебной аттестации своих сотрудников, установив цели по достижению определенной валовой прибыли и инвестиций в объем продаж для каждой категории продуктов.Выводы
GMROI – это мощный инструмент управления, который включает в себя два важных фактора прибыльности: валовую прибыль и отношение продаж к инвестициям в запасы. По мере того, как торговые площади становятся дороже, арендная плата и стоимость товарных запасов постоянно растет, необходимо получать максимально возможную прибыль от каждого рубля, вложенного в товарные запасы.Данный функционал пока не реализован в помощнике закупок, но мы можем его добавить по запросу. Оставить заявку можно, написав нам на почту info@min-max.pro